Строительное производство в России неоднократно
испытывало периоды взлетов и падений. По дошедшим до нас памятникам
белокаменного строительства можно предположить, что до нашествия татар
каменное строительство в нашей стране было на довольно высоком уровне, хотя в
России — лесной стране — они были исключениями, а постройки из дерева как
недолговечные с того времени не сохранились.
Каменное церковное и крепостное строительство возродилось
после свержения татаро-монгольского ига в XV—XVII вв. в Москве,
Ярославле, Владимире и других городах Золотого кольца. Но
это было уже в основном кирпичное строительство.
Мощный толчок к развитию строительного производства в России
дало правление Петра I. Были привлечены передовые зодчие Запада и
невостребованные ранее отечественные молодые высококвалифицированные
специалисты. Реформы Петра 1 требовали новых портов и крепостных сооружений,
новых военных городков, даже новой столицы. Они дали мощный импульс к развитию
науки и техники, живописи и зодчества. Градостроительная культура России вышла
на новые рубежи. Появились замечательные отечественные архитекторы, такие как
Захаров, Казаков, Баженов. Были построены великолепные дворцы, усадьбы, парки,
пруды и мосты, внедрены самые передовые по тому времени технологии. Сейчас
даже трудно поверить, что благодаря специально сконструированным лесам
100-тонные колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге устанавливались за
один час.
Екатерина II продолжила курс Петра I. Стали развиваться
предприятия стройиндустрии. В Европе был высоко оценен российский «казенный»
кирпич размером 6x3 х 1,5 вершка (27 х 13,5 х 6,75 см), доска-щелевка и другие
материалы.
Однако затем, при менее энергичных правителях, наступили
времена отставания всего промышленного производства, в том числе и
строительства. К началу революционных потрясений XX в. годовой объем
капитальных вложений в России составлял всего 500 млн руб. На стройках отсутствовали
строительные машины. Уровень механизации земляных работ, например, составлял
3% благодаря наличию машин иностранного производства. Такие материалы, как
краски, стекло, металл, рубероид, керамика, ввозились из-за рубежа.
Строительство носило сезонный характер. Материалы подвозились
тачками и конными грабарками, поднимались наверх рабочими--* козон осами».
Даже в «Урочных положениях» — СНиПе того времени — рекомендовалась подача
кирпича с рук на руки по этажам, т.е. цепочкой.
Как положительное следует отметить качество кирпичной
кладки и темп строительства железных дорог (1,5 — 2 тыс. км в год).
Спад уровня строительства продолжался до 30-х гг. XX в.,
когда наметились сдвиги в области технологии и организации работ. Начали
внедрять подрядный способ, использовать ручные арматурные станки и
бетономешалки, простейшие кран-укосины для подъема материалов и т. д.
За десятилетие с 1930 по 1940 г. строительная индустрия
России значительно выросла. Ежегодный объем капитальных вложений составлял 3
млрд руб. Были введены в строй такие гиганты, как Магнитогорский, Кузнецкий,
Макеевский металлургические комбинаты с городами-спутниками, ДнепроГЭС,
Волго-Донск
канал, автомобильные
заводы ГАЗ и ЗИС, Уралмаш и Россель- маш и др. Стали осваиваться поточные
методы проведения работ, были созданы ЦИТ (Центральный институт труда) и другие
научно-исследовательские институты.
Великая Отечественная война затормозила развитие
строительной индустрии России. Было разрушено 1710 городов, 70 тыс. деревень,
30 тыс. промышленных предприятий, 6 млн зданий, 65 тыс. км железных дорог. На
восстановление разрушенного хозяйства ушло много лет. Кроме того, опасность
нападения извне отвлекала большую часть ресурсов на совершенствование военного
потенциала. Однако к началу 70-х гг. XX в. кроме восстановленных объектов было
построено примерно 15 тыс. новых промышленных предприятий, таких как АЗЛК,
КамАЗ, Норильский производственный комплекс, Красноярская, Братская и
Усть-Илимская ГЭС, Атоммаш, высотные здания в Москве.
Ориентация на широкое внедрение сборных железобетонных
конструкций и деталей, при всей противоречивости этого курса, в значительной
степени помогла решить затруднения с жилым фондом. Однако в 1970—1980-х гг.
(времена застоя) затормозилось развитие всей промышленности, в том числе и
строительной отрасли.
В настоящее время в регионах страны, имеющих финансовые
возможности, строительство стало вновь выходить на современный уровень.
Появились новые эффективные строительные машины и материалы, передовые
технологии и методы труда. Отмечается существенное повышение
производительности труда и качества работ.
Задачи, которые стоят сейчас перед страной в области капитального
строительства, — возродить отечественное машиностроение и отрасль производства
строительных материалов, внедрить в широких масштабах самые передовые
технологии, поднять культуру строительного производства, подготовить новое
поколение строителей-профессионалов, способных решать эти задачи. Успешному
осуществлению такого курса способствуют мероприятия по совершенствованию
организации и технологии строительного производства, внедрению новых методов
управления, решению проблем с финансированием и материально-техническим
снабжением строительства.