История развитие строительного производства на территории России

Строительное производство в России неоднократно испытывало периоды взлетов и падений. По дошедшим до нас памятникам белокаменного строительства можно предположить, что до наше­ствия татар каменное строительство в нашей стране было на до­вольно высоком уровне, хотя в России — лесной стране — они были исключениями, а постройки из дерева как недолговечные с того времени не сохранились.
Каменное церковное и крепостное строительство возродилось по­сле свержения татаро-монгольского ига в XV—XVII вв. в Москве,
Ярославле, Владимире и других городах Золотого кольца. Но это было уже в основном кирпичное строительство.


Мощный толчок к развитию строительного производства в Рос­сии дало правление Петра I. Были привлечены передовые зодчие Запада и невостребованные ранее отечественные молодые высо­коквалифицированные специалисты. Реформы Петра 1 требовали новых портов и крепостных сооружений, новых военных город­ков, даже новой столицы. Они дали мощный импульс к развитию науки и техники, живописи и зодчества. Градостроительная куль­тура России вышла на новые рубежи. Появились замечательные отечественные архитекторы, такие как Захаров, Казаков, Баже­нов. Были построены великолепные дворцы, усадьбы, парки, пру­ды и мосты, внедрены самые передовые по тому времени техно­логии. Сейчас даже трудно поверить, что благодаря специально сконструированным лесам 100-тонные колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге устанавливались за один час.
Екатерина II продолжила курс Петра I. Стали развиваться предприятия стройиндустрии. В Европе был высоко оценен российский «казенный» кирпич размером 6x3 х 1,5 вершка (27 х 13,5 х 6,75 см), доска-щелевка и другие материалы.
Однако затем, при менее энергичных правителях, наступили времена отставания всего промышленного производства, в том числе и строительства. К началу революционных потрясений XX в. годовой объем капитальных вложений в России составлял всего 500 млн руб. На стройках отсутствовали строительные машины. Уро­вень механизации земляных работ, например, составлял 3% бла­годаря наличию машин иностранного производства. Такие матери­алы, как краски, стекло, металл, рубероид, керамика, ввозились из-за рубежа.
Строительство носило сезонный характер. Материалы подво­зились тачками и конными грабарками, поднимались наверх ра­бочими--* козон осами». Даже в «Урочных положениях» — СНиПе того времени — рекомендовалась подача кирпича с рук на руки по этажам, т.е. цепочкой.
Как положительное следует отметить качество кирпичной клад­ки и темп строительства железных дорог (1,5 — 2 тыс. км в год).
Спад уровня строительства продолжался до 30-х гг. XX в., когда наметились сдвиги в области технологии и организации работ. Начали внедрять подрядный способ, использовать ручные арма­турные станки и бетономешалки, простейшие кран-укосины для подъема материалов и т. д.
За десятилетие с 1930 по 1940 г. строительная индустрия Рос­сии значительно выросла. Ежегодный объем капитальных вложе­ний составлял 3 млрд руб. Были введены в строй такие гиганты, как Магнитогорский, Кузнецкий, Макеевский металлургические комбинаты с городами-спутниками, ДнепроГЭС, Волго-Донск



канал, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, Уралмаш и Россель- маш и др. Стали осваиваться поточные методы проведения работ, были созданы ЦИТ (Центральный институт труда) и другие на­учно-исследовательские институты.
Великая Отечественная война затормозила развитие строитель­ной индустрии России. Было разрушено 1710 городов, 70 тыс. дере­вень, 30 тыс. промышленных предприятий, 6 млн зданий, 65 тыс. км железных дорог. На восстановление разрушенного хозяйства ушло много лет. Кроме того, опасность нападения извне отвлекала боль­шую часть ресурсов на совершенствование военного потенциала. Однако к началу 70-х гг. XX в. кроме восстановленных объектов было построено примерно 15 тыс. новых промышленных предприя­тий, таких как АЗЛК, КамАЗ, Норильский производственный комп­лекс, Красноярская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, Атоммаш, высотные здания в Москве.
Ориентация на широкое внедрение сборных железобетонных конструкций и деталей, при всей противоречивости этого курса, в значительной степени помогла решить затруднения с жилым фондом. Однако в 1970—1980-х гг. (времена застоя) затормози­лось развитие всей промышленности, в том числе и строительной отрасли.
В настоящее время в регионах страны, имеющих финансовые возможности, строительство стало вновь выходить на современ­ный уровень. Появились новые эффективные строительные ма­шины и материалы, передовые технологии и методы труда. Отме­чается существенное повышение производительности труда и ка­чества работ.

Задачи, которые стоят сейчас перед страной в области капи­тального строительства, — возродить отечественное машиностро­ение и отрасль производства строительных материалов, внедрить в широких масштабах самые передовые технологии, поднять куль­туру строительного производства, подготовить новое поколение строителей-профессионалов, способных решать эти задачи. Успеш­ному осуществлению такого курса способствуют мероприятия по совершенствованию организации и технологии строительного про­изводства, внедрению новых методов управления, решению проб­лем с финансированием и материально-техническим снабжением строительства.