Конфигурация и размеры
плана, высота и профиль промышленного здания определяются параметрами,
количеством и взаимным расположением пролетов. Эти факторы зависят от
технологии производства, характера выпускаемой
продукции, производительности
предприятия, требований санитарных норм и пр.
Ширина пролета в
промышленном здании (L) – расстояние
между продольными координационными осями – складывается из величины
пролета мостового крана (Lк)
и удвоенного расстояния между осью рельса подкранового пути и модульной
координационной осью (2К): L= Lк + 2К (рис.1).
Пролеты мостовых кранов
увязаны с шириной пролетов и определяются ГОСТом. Величину К принимают: 750 мм при
кранах грузоподъемностью Q ≤ 500 кН; 1000 мм (и более кратно 250 мм) при Q > 500 кН, а также при устройстве в надкрановой части колонн
прохода для обслуживания подкрановых путей.
Минимально допустимая
ширина пролетов, определяемая условиями технологии производства (габариты и
характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.) не
всегда экономически целесообразна. Цеха
равновеликие по площади и имеющие одинаковую длину могут быть как
мелкопролетными, так и крупнопролетными, а в некоторых случаях и
большепролетными. Например, здание шириной 72 м может быть сформировано шестью
пролетами размером 12 м, четырьмя пролетами по 18 м, тремя пролетами по 24 м,
двумя – по 36 м или одним пролетом шириной 72м. При этом надо помнить, что
большепролетные здания, имея укрупненную сетку осей, являются высоко
универсальными в технологическом отношении.
Шаг колонн – расстояние между поперечными координационными осями –
назначают с учетом габаритов и способа расстановки технологического
оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицехового транспорта.
Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают
большим, что повышает эффективность использования производственных площадей, но
усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей. В основном принимают шаг
колонн равным 6 или 12 м.
Высота пролета – расстояние от уровня чистого пола до низа несущих
конструкций покрытия – зависит от технологических, санитарно-гигиенических и
экономических требований, предъявляемых к промышленному зданию. Складывается
она в пролетах с мостовыми кранами из расстояний от уровня чистого пола до
верха кранового рельса Н1 и расстояния от верха рельса до низа
несущей конструкции покрытия Н2 (рис. 1).
Одноэтажные здания, как
правило, проектируют с параллельными пролетами одинаковой ширины и высоты. В
случаях технологической необходимости здания проектируют с
взаимно-перпендикулярными пролетами разной ширины и высоты. В последних случаях
перепады высот рекомендуется совмещать с продольными температурными швами, а
величину разницы в высотах назначать кратной 0,6 м и не менее 1,2 м.