Технологический процесс
требует перемещения внутри здания сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и
т.п. Применяемое при этом подъемно-транспортное оборудование необходимо не
только с точки зрения технологии производства, но и для облегчения труда, а
также для монтажа и демонтажа технологических агрегатов.
Внутрицеховое подъемно-транспортное
оборудование делят на 2 группы:
- периодического действия;
- непрерывного действия.
К первой группе относят
мостовые краны, подвесной и напольный транспорт. Вторая группа включает:
конвейеры (ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, подвесные цепные),
нории, рольганги и шнеки.
В основном в промышленных
зданиях применяют мостовые и подвесные краны. Они обслуживают достаточно
большую площадь цеха и перемещаются в трех направлениях.
Подвесные краны имеют грузоподъемность от 2,5 до 50
кН, редко до 200 кН и состоят из легкого моста или несущей балки, двух- или
четырехкатковых механизмов передвижения по подвесным путям и электротали,
которая перемещается по нижней полке мостовой балки (рис.2).
Основные параметры
подвесных однобалочных кранов
|
По ширине пролета
устанавливают один или несколько кранов в зависимости от ширины пролета, шага
несущих конструкций покрытия, грузоподъемности. По количеству путей подвесные
краны могут одно-, двух- и многопролетными. Управление кранами осуществляют с
пола цеха (ручные) или из кабины, подвешенной к мосту.
Мостовые краны имеют грузоподъемность от 30 до 5000
кН. В промышленных зданиях в основном применяются краны грузоподъемностью от 59
до 300 кН.
Мостовой кран состоит из
несущего моста, перекрывающего рабочий пролет помещения, механизмов
передвижения вдоль подкрановых путей и передвигающейся вдоль моста тележки с
механизмом подъема.
Несущий мост выполняют в
виде пространственных четырехплоскостных коробчатых балочных или ферменных
конструкций. Краны перемещаются по рельсам, уложенным по подкрановым балкам,
опирающимся на консоли колонн. Управляют мостовыми кранами из подвешенной к
мосту кабины или с пола цеха (краны с ручным управлением).
Грузоподъемность,
габариты и основные параметры мостовых кранов также как и подвесных определены
ГОСТами (рис.3).
Основные параметры пролетов с мостовыми кранами |
В зависимости от
продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны
подразделяют на краны тяжелого режима работы (Киспольз. ≥ 0,4),
среднего режима (Киспольз. = 0,25 – 0,4) и легкого режима (Киспольз.
= 0,15 – 0,25).
В одном пролете можно
устанавливать два или несколько кранов,
располагаемых как в одном, так и в двух уровнях цеха.
Очень часто
объемно-планировочное и конструктивное решения промышленных зданий определяются
наличием и характеристиками кранового оборудования. Проектировщики стремятся
уменьшить грузоподъемность кранов или вообще освободить каркас здания от
крановых нагрузок. Так как это позволяет уменьшить сечения колонн и размеры фундаментов,
избавиться от устройства подкрановых путей и получить возможность применения
укрупненной сетки колонн.
Технологические процессы
в зданиях без кранов обслуживают напольным транспортом. К ним относят
вагонетки, рольганги, автомобильные краны и погрузчики.
В крупнопролетных зданиях
для перемещения громоздких и тяжелых грузов целесообразно применять
козловые и полукозловые краны,
передвигающиеся по уложенным в уровне пола цеха рельсам. Одной опорой
полукозлового крана является подкрановый путь. При замене мостовых кранов
козловыми требуется увеличение пролета и высоты здания. Так, для пролетов 12 и 15 м такие увеличения пролета и
высоты должны составлять, соответственно, 3 м и 1,6 м, а для пролета 18 м
- соответственно 6 и 3 м. Однако, отказ
от мостовых кранов в одноэтажных зданиях приводит к значительному
экономическому эффекту, т.к. снятие крановых нагрузок с каркаса помимо экономии
материалов открывает возможности создания легких большепролетных зданий с
пространственными системами покрытий.