Грузы
перемещают на автомобилях по дорогам общего пользования и строительным
дорогам. Автодороги строительства включают в себя подъездные пути к
строительным площадкам и внутрипостроечные дороги. Как правило, подъездные пути
представляют собой постоянные автомобильные дороги, а внутрипостроечные —
временные.
Внутрипостроечные дороги могут быть
сквозными, тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные
площадки, а в средней части, при необходимости, разъезды.
Схемы внутрипостроечных дорог |
Автомобильные
дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода
поверхностных вод дорогам придают двускатный уклон.
Для
сокращения расходов на стройплощадке в качестве временных используют постоянные
дороги без укладки верхнего покрытия или укладывают по песчаному основанию
временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покрытие
постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
В
строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5…40 т. Кроме одиночных
автомобилей применяют автопоезда.
По
назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного
транспорта классифицируют на две группы: автомобили общетранспортного
назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе
автомобиля и прицепов) и специализированные автотранспортные средства.
Специализированные
транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки
определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и
пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций
и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные
автобетоносмесители.
При бестарной перевозке
порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и
др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.
Крупногабаритные
железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими
из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В
зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы:
плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы.
К
специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры)
грузоподъемностью до 120 т.
Применяют
маятниковую и челночную схемы автотранспортных перевозок.
При
перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными
звеньями.
При челночной схеме автотранспортных перевозок
один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами. Наибольшее
распространение получила схема работы тягача с тремя прицепами, когда один
прицеп находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ — сборных
железобетонных изделий), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а
третий — в пути.
Челночный
метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так
как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются
лишь незначительные потери времени на прицепку и отцепку прицепов.
Обычно
строительные организации заключают с автотранспортными предприятиями договоры
о доставке грузов.
Крупные
строительные организации могут иметь собственный транспорт, находящийся в
ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства, которая кроме
эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку
к выходу на линию.