Автомобильный транспорт и автодороги в строительстве

Грузы перемещают на автомобилях по дорогам общего пользо­вания и строительным дорогам. Автодороги строительства вклю­чают в себя подъездные пути к строительным площадкам и внутрипостроечные дороги. Как правило, подъездные пути представ­ляют собой постоянные автомобильные дороги, а внутрипостроечные — временные.
Внутрипостроечные дороги могут быть сквозными, тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные пло­щадки, а в средней части, при необходимости, разъезды.

Схемы внутрипостроечных дорог
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорож­ной одежды. Для отвода поверхностных вод дорогам придают дву­скатный уклон.
Для сокращения расходов на стройплощадке в качестве вре­менных используют постоянные дороги без укладки верхнего по­крытия или укладывают по песчаному основанию временное по­крытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покры­тие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5…40 т. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: ав­томобили общетранспортного назначения (грузовые бортовые ма­шины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий гру­зов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных кон­струкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сей­час используют передвижные автобетоносмесители.
При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемен­та, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют авто­цементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.
Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят пре­имущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тя­гача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зави­симости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы.
К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Применяют маятниковую и челночную схемы автотранспорт­ных перевозок.
При перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями.
При челночной схеме автотранспортных перевозок один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами. Наиболь­шее распространение получила схема работы тягача с тремя при­цепами, когда один прицеп находится под погрузкой (напри­мер, на заводе ЖБИ — сборных железобетонных изделий), дру­гой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути.
Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с мини­мальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незна­чительные потери времени на прицепку и отцепку прицепов.
Обычно строительные организации заключают с автотранспор­тными предприятиями договоры о доставке грузов.
Крупные строительные организации могут иметь собственный транспорт, находящийся в ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства, которая кроме эксплуатации всех авто­транспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к вы­ходу на линию.