Стальные подкрановые балки проектируют разрезными и неразрезными. Первые
имеют постоянное сечение и стыкуются на опорах, а вторые стыкуются в четвертях
пролета и могут иметь различные сечения.
Унифицированные типовые балки разрезного типа применяют для зданий с
пролетами от 18 до 36 м с кранами обычного и
тяжелого режимов работы и грузоподъемностью от 50 до 3200 кН при шаге
колонн 6, 12, 18 и 24 м.
Балки пролетом 6 и 12 м применяют как в стальных, так и железобетонных
каркасах, а пролетом 18 и 24 м – только в стальных.
По типу сечения могут быть сплошными и сквозными (решетчатыми).
Сплошные балки применяют при шаге 6 м и
небольшой грузоподъемности кранов. Сквозные подкрановые балки в виде
шпренгельных систем применяют в зданиях с шагом 12 м и более, а также с кранами
большой грузоподъемности (≥ 750 кН).
Стальная подкрановая балка сплошного сечения представляет собой
сварной
или прокатный двутавр, имеющий пояса одинаковой ширины или более широкий
верхний пояс. Двутавры с одинаковыми по
ширине поясами в плоскости верхнего пояса, усиленные тормозными балками или
фермами, применяют в основном в зданиях,
имеющих мостовые краны грузоподъемностью 500 кН и более и шаг колонн 12 м. В зданиях с кранами
грузоподъемностью до 500 кН и шаге колонн 6 м используют балки с развитым
верхним поясом, способным воспринимать тормозные усилия от работы кранов.
Размеры сечений стальных подкрановых балок назначают на основе расчета.
Унифицированные балки имеют высоту на опоре 0,8 м при шаге колонн 6 м и
грузоподъемности крана до 200кН и 1,3 м – при грузоподъемности крана 300 кН и
более. Для шага колонн 12 м балки имеют высоту 1,6 м.
Для обеспечения устойчивости стенки балки усиливают поперечными
двусторонними ребрами жесткости через 1,5 м, а в балках пролетом 18 и 24 м еще
и горизонтальным продольным ребром.
Элементы сечения балок соединяют сваркой. При большой грузоподъемности
кранов или при тяжелом режиме их работы балки выполняют клепаными.
На колонны подкрановые балки
опирают через выступающие торцовые ребра и крепят с помощью анкерных
болтов и планок. Между собой балки соединяют болтами через торцовые ребра.