В
условиях современного индустриального строительства, когда широко применяются
готовые конструкции заводского изготовления, возросла роль транспорта.
Например,
затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные работы составляют по стоимости
до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство.
В
зависимости от физических характеристик строительные грузы принято разделять
на следующие группы: сыпучие (песок, гравий, щебень, грунты); порошкообразные
(цемент, гипс); тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелкоштучные
(кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.);
штучные
(оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели); тяжеловесные
(железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование);
длинномерные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы);
крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные
контейнеры, резервуары и другие емкости); жидкие (бензин, керосин, смазочные
масла и т, п.). Для каждого вида грузов характерны свои особенности и средства
транспортирования.
Транспорт
бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный.
Внешним транспортом перевозят строительные грузы, поступающие на строительную
площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов
по территории строительства, а объектный — непосредственно на объекте. В
условиях индустриального строительства значительную часть таких грузов, как,
например, сборные конструкции, доставляют от предприятий строительной
индустрии к рабочим местам.
Для
перевозки грузов в строительстве используют следующие виды горизонтального
транспорта: автомобильный — наиболее распространенный (до 85% перевозок);
тракторный для перемещения тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья;
железнодорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже — для
внутриплощадных; воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с
помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных
дирижаблей; специальные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных перемещений
строительных грузов.
Вертикальное
перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют
монтажными кранами и подъемниками. Необходимость установки последних особенно
возрастает в период отделочных работ, когда строительные материалы надо
подавать на этажи через оконные или другие проемы.
В ряде случаев можно совместить
транспортные процессы с технологическими, например в автобетоносмесителях
совмещаются процессы приготовления бетонной смеси и ее перемещения.