Классификация строительных грузов и транспортных средств

В условиях современного индустриального строительства, ког­да широко применяются готовые конструкции заводского изго­товления, возросла роль транспорта.
Например, затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные ра­боты составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство.
В зависимости от физических характеристик строительные гру­зы принято разделять на следующие группы: сыпучие (песок, гра­вий, щебень, грунты); порошкообразные (цемент, гипс); тесто­образные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелко­штучные (кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.);
штучные (оконные и дверные блоки, железобе­тонные плиты и панели); тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование); длинномер­ные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесо­материалы); крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и дру­гие емкости); жидкие (бензин, керосин, смазочные масла и т, п.). Для каждого вида грузов характерны свои особенности и средства транспортирования.
Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный. Внешним транспортом перево­зят строительные грузы, поступающие на строительную площад­ку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемеще­ние грузов по территории строительства, а объектный — непос­редственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительную часть таких грузов, как, например, сборные конст­рукции, доставляют от предприятий строительной индустрии к рабочим местам.
Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды горизонтального транспорта: автомобильный — наиболее рас­пространенный (до 85% перевозок); тракторный для перемеще­ния тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья; железно­дорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже — для внутриплощадных; воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей; специ­альные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных пе­ремещений строительных грузов.
Вертикальное перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют монтажными кранами и подъемниками. Необходимость установки последних особенно воз­растает в период отделочных работ, когда строительные материа­лы надо подавать на этажи через оконные или другие проемы.
В ряде случаев можно совместить транспортные процессы с тех­нологическими, например в автобетоносмесителях совмещаются процессы приготовления бетонной смеси и ее перемещения.