Подкрановые балки с уложенными по ним рельсами образуют пути движения
мостовых кранов и, прочно соединенные с колоннами, придают каркасу здания
дополнительную пространственную жесткость.
Железобетонные подкрановые балки имеют тавровое (при шаге колонн 6 м) и
двутавровое (при шаге колонн 12 м) сечения с утолщением стенок на опорах.
Развитая в ширину полка балок обеспечивает усиление сжатой зоны, воспринимает
поперечные горизонтальные крановые нагрузки и упрощает крепление крановых
рельсов. Размеры балок зависят от величины пролета и грузоподъемности крана.
Железобетонные подкрановые балки
применяются в зданиях с опорными мостовыми кранами грузоподъемностью до 300 кН,
с шагом основных колонн 6 и 12 м. По месту расположения в здании балки делят на
торцовые, рядовые и у температурных швов.
Крепление подкрановых балок к консолям колонн осуществляется на анкерных
болтах, пропущенных через опорный лист, приваренный к закладной пластине
консоли. Верхний пояс балки крепят к колонне с помощью вертикального листа,
приваренного к закладным деталям. Рельсы с подкрановыми балками соединяют
стальными лапками, расположенными через 750 мм. Для снижения шума от кранов и
уменьшения динамических нагрузок на балки под рельсы укладывают упругие
прокладки. Во избежание ударов мостовых кранов о колонны торцового фахверка на
концах подкрановых путей устраивают стальные упоры, снабженные амортизаторами –
буферами из деревянного бруса.