Стальные колонны одноэтажных зданий имеют постоянное и переменное сечения
по высоте. Кроме того, колонны делят на сплошного, сквозного и смешанного типов сечений. В
смешанном типе колонн надкрановая часть
имеет сплошное сечение (в виде одного профиля),
а подкрановая – сквозное (в виде двух профилей, соединенных решеткой).
В зданиях бескрановых и с кранами грузоподъемностью до 200 кН высотой до
8.4 м применяют стальные унифицированные колонны постоянного сечения из сварных
двутавров с высотой стенки 400 и 630 мм. В бескрановых зданиях
высотой Н = 9.6 – 18 м используют колонны двухветвевые.
В зданиях высотой 10.8 – 18.0 м, оборудованных кранами грузоподъемностью
до 500 кН используют унифицированные двухветвевые колонны ступенчатого очертания, состоящие из двух частей:
подкрановой (решетчатой) и надкрановой (из сварного двутавра).
Для зданий, имеющих высоту более 18 м и
оборудованных кранами грузоподъемностью 750 кН и более, стальные колонны
проектируют индивидуально.
Двухветвевые колонны по типам сечения ветвей проектируют в трех
вариантах:
1. При ширине сечения до 400 мм – наружная и подкрановая ветви из
прокатных швеллера и двутавра, соответственно;
2. При ширине сечения 400 – 600 мм – наружная ветвь из гнутого швеллера,
подкрановая – из прокатного двутавра;
3. При ширине сечения более 600
мм – наружная ветвь из
гнутого швеллера, подкрановая
- из сварного двутавра.
Надкрановая часть колонны проектируется из сварного двутавра с высотой
стенки 400 мм в крайних и 710 мм – в средних колоннах.
Для соединения ветвей сквозных колонн применяют решетки различного
очертания: треугольные, раскосные, крестовые и полукрестовые. Решетку
устраивают двухплоскостной, из прокатных уголков. Для восприятия действующих в
горизонтальной плоскости моментов решетка усиливается диафрагмами,
расположенными через четыре раскоса по высоте.
Решетчатая часть колонны завершается одноплоскостной траверсой, соединяющей
ее ветви с надкрановой частью, которая выполняется из сварного двутавра.
Сплошные колонны применяют при центральном сжатии или при малых
эксцентриситетах продольной силы. Чаще используют колонны сквозного сечения,
требующие меньшего расхода металла, хотя они и более трудоемки в изготовлении.
В зданиях с кранами тяжелого режима работы и при их двухъярусном
расположении, а также при пролетах, со стороны которых предусматривают
расширение цеха целесообразно применять раздельные колонны, позволяющие усиливать
подкрановую ветвь (например, при
увеличении грузоподъемности крана), не нарушая конструкции покрытия.
Базы стальных колонн промышленных зданий
|
В нижней части стальных колонн предусматривают стальные базы (башмаки)
для увеличения площади опирания колонны и сопряжения ее с фундаментом.
Конструкция базы определяется типом колонн (сплошные, сквозные или раздельные),
величиной и характером нагрузки (центрально нагруженная, внецентренно
нагруженная), а также способом опирания колонн (шарнирное, жесткое).
Базы центрально сжатых колонн рекомендуется устраивать из одной плиты или
из плиты, усиленной ребрами жесткости.
Для увеличения ширины стержня колонны и усиления плиты базы устанавливают
поперечные траверсы из листов. Траверсы воспринимают нагрузку от
стержня колонны и передают ее на опорную плиту.
Базы внецентренно сжатых колонн при небольших изгибающих моментах делают
такими же, как и базы центрально сжатых колонн.
При малых расстояниях между ветвями и необходимости увеличения плеча
анкерных болтов в сквозных колоннах допускается применять общую базу на обе
ветви. В большинстве случаев для
внецентренно сжатых сквозных колонн устраивают раздельные базы (под каждую
ветвь отдельную базу по типу баз центрально сжатых колонн.
Стальные колонны опирают на железобетонные фундаменты через слой
цементно-песчаной стяжки. Базы колонн крепят к фундаментам анкерными болтами,
закладываемыми в фундаменты при их изготовлении.
Для защиты от коррозии подпольную часть колонн вместе с базой покрывают слоем
бетона. Стены, как и в железобетонном каркасе, опирают на фундаментные балки,
уложенные на уступы фундаментов.