Организация погрузочно-разгрузочных работ в строительстве


Машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгру­зочные операции, подразделяются на следующие группы: работа­ющие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузоч­ные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, ме­ханические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко вто­рой группе относятся автомобили-самосвалы, транспортные при­боры с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны ис­пользуют при погрузке и разгрузке сборных конструкций, обору­дования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособле­ниями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке ле­соматериалов, щебня, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов.

С помощью погрузчиков уже сейчас выполняется примерно 15% всего объема погрузочно-разгрузочных работ, что объясня­ется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшо­вые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. При необходимости для погрузки могут быть использованы экс­каваторы.
Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. Они используются для выг­рузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, по­дачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ.
Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) пред­назначены для погрузки сыпучих и мелко кусковых материалов.
Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопи­ческий подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа — ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.
К саморазгружающимся транспортным средствам кроме авто­самосвалов относятся цементовозы и саморазгружающиеся авто­мобили, которые имеют крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.
В строительстве преобладают грузы в виде конструктивных эле­ментов, однако все еще находят массовое применение мелко­штучные и штучные материалы и изделия. Для перевозки подоб­ных строительных грузов, особенно тарно-упаковочных и штуч­ных, наиболее целесообразно использовать пакеты и контей­неры.
Пакет — это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы на всех этапах перемещения сохранялась их форма. Для пакетирования стеновых мелкоштучных материалов используют специальные поддоны, по­зволяющие механизировать погрузку и выгрузку их на всех этапах от завода-изготовителя до рабочего места.
Механизмы для погрузочно-разгрузочных работ
Контейнер — это многооборотное объемное устройство. Разли­чают контейнеры универсальные и специальные. Универсальные контейнеры используют для перевозки различных категорий гру­зов. Специальные контейнеры предназначены для перевозки оп­ределенного вида грузов: рулонных материалов, плитки, линоле­ума и др.
Пакетирование и контейнеризация позволяют резко снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций, способствуют лучшему использованию механизмов, обеспечивают лучшую со­хранность перевозимых грузов, способствуют внедрению комп­лексной механизации в процесс погрузочно-разгрузочных работ.