Машины
и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются
на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и
являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В
первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные
краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные
конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй
группе относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы с
саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.
Специальные
погрузочно-разгрузочные и обычные краны используют при погрузке и разгрузке
сборных конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах,
контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями
и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня,
песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов.
С
помощью погрузчиков уже сейчас выполняется примерно 15% всего объема
погрузочно-разгрузочных работ, что объясняется их высокой мобильностью и
универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные
одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. При
необходимости для погрузки могут быть использованы экскаваторы.
Одноковшовые
погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону
поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. Они используются для
выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к
подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и
бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ.
Многоковшовые
погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелко
кусковых материалов.
Автопогрузчики
в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным
подхватом, а в качестве сменного органа — ковш, зажимы для штучных грузов,
крановую стрелу и другие захватные приспособления.
К
саморазгружающимся транспортным средствам кроме автосамосвалов относятся
цементовозы и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют крановое
оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.
В
строительстве преобладают грузы в виде конструктивных элементов, однако все
еще находят массовое применение мелкоштучные и штучные материалы и изделия.
Для перевозки подобных строительных грузов, особенно тарно-упаковочных и штучных,
наиболее целесообразно использовать пакеты и контейнеры.
Пакет — это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть
сформированы так, чтобы на всех этапах перемещения сохранялась их форма. Для
пакетирования стеновых мелкоштучных материалов используют специальные поддоны,
позволяющие механизировать погрузку и выгрузку их на всех этапах от
завода-изготовителя до рабочего места.
Механизмы для погрузочно-разгрузочных работ |
Контейнер — это многооборотное объемное устройство. Различают
контейнеры универсальные и специальные. Универсальные контейнеры используют для
перевозки различных категорий грузов. Специальные контейнеры предназначены для
перевозки определенного вида грузов: рулонных материалов, плитки, линолеума и
др.
Пакетирование и контейнеризация позволяют резко снизить
трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций, способствуют лучшему
использованию механизмов, обеспечивают лучшую сохранность перевозимых грузов,
способствуют внедрению комплексной механизации в процесс погрузочно-разгрузочных
работ.