Цифровой моделью местности (ЦММ) называют совокупность точек местности с известными
трехмерными координатами и различными кодовыми обозначениями, предназначенную
для аппроксимации местности с ее
природными характеристиками, условиями и объектами.
Кодовые обозначения
характеризуют связи между соответствующими
точками ЦММ.
Общая ЦММ — это
многослойная модель, которая в зависимости от
назначения может быть представлена сочетанием частных цифровых моделей (слоев): рельефа, ситуационных особенностей, почвенно-грунтовых, гидрогеологических, инженерно-геологических, гидрометеорологических условий, технико-экономических показателей и других характеристик местности.
назначения может быть представлена сочетанием частных цифровых моделей (слоев): рельефа, ситуационных особенностей, почвенно-грунтовых, гидрогеологических, инженерно-геологических, гидрометеорологических условий, технико-экономических показателей и других характеристик местности.
Математической моделью местности (МММ) называют математическую интерпретацию цифровых моделей для компьютерного решения конкретных инженерных задач.
В зависимости от
инженерного назначения математической модели для одной и той же ЦММ может быть использовано
несколько различных МММ.
В рамках системного
автоматизированного проектирования рациональным образом распределяются функции между
инженером-проектировщиком,
компьютером и другими средствами автоматизации. Поэтому при решении ряда инженерных
задач строительства инженер работает с доступными ему топографическими картами и планами,
поручая компьютеру
работу с доступными ему цифровыми и математическими моделями тех же участков местности.
Конечным результатом
инженерных изысканий при проектировании на уровне САПР по этой причине является получение
крупномасштабных
топографических планов и ЦММ на одни и те же участки местности в единой системе
координат. Однако нужно иметь в виду, что информационная емкость общей ЦММ при этом
существенно больше информационной емкости самых подробных крупномасштабных топографических планов.
ЦММ и МММ используют прежде
всего для получения необходимой исходной информации для автоматизированного
проектирования (продольные
профили земли по оси трассы, поперечные профили, инженерно-геологические разрезы и т. д.).
Возможности
цифрового и математического моделирования позволили, в частности, в корне изменить
технологию проектирования инженерных объектов и потребовали изменения
технологии и методов сбора, регистрации и
представления исходных данных при изыскании.