Профилем пользуются при нанесении проектной линии (оси трассы) будущей
дороги, канала и др., которая проходит выше или ниже линий профиля.
При этом руководствуются
заданными или допустимыми уклонами проектной линии. Уклоном i называется отношение превышения h между точками к горизонтальному проложению s
между ними:
i = h/s.
Знак уклона (плюс или минус) зависит от знака превышения.
Так как превышение h является катетом, противолежащим углу наклона v, а горизонтальное проложение s —
прилежащим катетом, то
I = h/s = tg v.
Поэтому уклон, помимо числа, выражающего это отношение, характеризуют
углом наклона или
выражают в процентах, или в тысячных долях единицы. Например при h = 1,00 м , s =
100 м , i = 0,010, v = 5,7°, i = 1,0 %, t =
10 тысячных.
При нанесении на профиль проектной линии шоссейной дороги требуется,
чтобы уклон ее не превышал 0,050, объем земляных работ при выравнивании
проектной линии был минимальным и объемы выемок и насыпей были примерно равными; переход от положительного
уклона к отрицательному и наоборот сопровождался, горизонтальной площадкой;
точки перегибов проектной линии совпадали с отвесной линией, проходящей через
точки с известными фактическими отметками; положение проектной линии над рекой
должно быть не ниже установленного предела, например 2 м над горизонтом высоких
вод.
Сначала проектную линию наносят на профиль приближенно, руководствуясь
указанными требованиями, а затем расчетами уточняют ее положение, так чтобы
уклоны ее выражались целыми тысячными долями единицы. В начале трассы
желательно, чтобы проектная линия совпала с фактической отметкой ПК 0, потому что строящаяся дорога обычно
ответвляется от существующей дороги более высокого класса.
Отрезок
проектной линии между пикетами ПК 0 и ПК 2 спроектирован так: превышение между
ними равно —3,67 м. Уклон этого отрезка будет i =
= -3,67/200
= -18,4 тысячных.
Но
проектная линия у ПК 2 спроектирована несколько выше этого пикета и, чтобы она
была выше горизонта высоких
вод на 2 м ,
уклон этого отрезка выбран 17 тысячных.
По
выбранному уклону вычисляют проектные отметки у всех точек профиля, пользуясь
формулами НВ =НА+ h и I =
h/s = tg v.
Hh+1=Hh + h = Hh + is.
Например, отметка точки на проектной линии у ПК 2 получится
Нпк g = Нпк0 + (-0,017200) = 61,97- 3,40 = 58,57 м .
Все эти
отметки выписывают в графу «Проектные отметки». Так как уклон проектной линии
между ПК 2 и ПК 4 принят равным нулю, то проектная отметка у пикета ПК 4 тоже
будет равна 58,57 м .
Такими же будут проектные отметки для других точек между ПК 2 и ПК 4, и на
профиль их не выписывают.
Уклон отрезка проектной линии между ПК 4 и ПК 6 принят равным 32
тысячным. Все проектные отметки точек между этими пикетами вычисляют по формуле
Hh+1=Hh + h = Hh + is.
Например, проектная
отметка плюсовой точки ПК 4 +61 получится
Нпк4+61проект = НПК4проект
+ is = 58,57 +0,032 61 =60,52 м.
Разности
между проектными и фактическими отметками, называемые рабочими отметками,
выписывают на профиле: у выемок под проектной линией, у насыпей — над проектной
линией.
Точки пересечения проектной линии с линией профиля называются
точками нулевых работ, потому что в них нет ни насыпей, ни выемок, а рабочие
отметки их равны нулю.